О храме

Архиепископ Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, ученый-богослов) в своем 5-ти томном труде “Историко-статистическое описание Харьковской епархии” изданном в 1852 – 1858 гг. упоминает и о нашем храме.

СЛОБОДА ДЕРКАЧИ

Слобода Деркачи (так ранее назывался наш город Дергачи) расположена в 15 верстах от Харькова, при речках Лопани и Лубянке, на дороге из Харькова в Золочев.
Население слободы Деркачей относит­ся к первым временам поселения слобожан. В грамоте 1682 г. видим до 4 мельниц, стоявших «в селе Деркачах». Местечко Деркачи не только постоянно было сотенным местеч­ком, но с самого начала XVIII ст. в нем видим уже двух сотников. Ныне в Деркачах два храма — Николаевский и Рождества Богородицы. По документам о Богородичном храме несомненно, что самый древний храм Деркачей есть храм Свят. Николая; по тем же документами, равно по книгам Николаевского храма и по числу прихожан его в начале XVIII ст., нет сомнения, что первый Николаевский храм построен не позже 1660 г. В нынешнем храме Свят. Николая сохраняется собствен­ность древнего Николаевского храма — серебряный напрестольный крест, пожертвованный Осипом Мироновичем в 1717 г. По Куряжским актам июня 24, 1693 г. житель села Деркачей продал Куряжскому архимандриту о. Онуфрию сенные покосы на р. Куряже и Удах за 9 золо­тых и акт писал «в дому отца Гаврилы Михайлова Никольскаго Никольский Дьячек». По переписи 1732 г. при Николаевском храме школа и шпиталь (богадельня). Нынешний деревянный храм построен в 1780 г. Храм сей в недавнее время богато украшен: новый ико­ностас, балдахин над престолом и горнее место стоили усердным прихожанам 2800 р. серебром. Дворянки Елисавета Краснокутская, Радченкова и Екатерина Трухманова пожертвовали на местные иконы три серебряные ризы, из которых каждая в 300 р. серебром.
С построении первого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы мы имеем акты, важные не для одного сего храма. Июня 5, 1691 г. Борис Шереметьев, Белогородский воевода, писал Харьковскому воеводе Семену Ивановичу Дурнову: «Села Деркачей поп Яков с причетники подал челобитную, а в челобит­ной писано: в прошлых де годех был он в Чигирине у соборныя церкве чудотворца Николая в верхнем замке протопопом. И как Чигирин город разорился, и он после того разоренья для прокормленья бил челом в Белгороде преосвященному Мисаилу митрополиту, чтоб отвел место, где построить церковь. И он вновь церковь построил во имя Рождества Пр. Богородицы. А ружнаго жалованья ему и по се число не давано. И в прошлом де 194 (1686) г. бил челом вел. Государям он поп Ияков на Москве о денежном и хлебном жалованье, о руге, и по их вел. Государей указу велено ему вместо денежнаго и хлебнаго жалованья дать на пашню земли 50 четвертей из порожней зем­ли. И о том дана ему их вел. Государей грамата в Харьков к воеводе Василию Сухотину». Потому предписывается сделать распоряже­ние об отводе земли по царской грамоте. Вот и самая царская грамота: «Ст велик. Государей Царей и В. К. Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и велик. Государини Царевны Софии Алексеевны всея великия и малыя и белыя России Самодержцев в Харьков воеводе Василью Ивановичу Сухотину. Пожаловали мы, вел. Государи, Харьковскаго уезда села Деркачей Рождественскаго попа Иякова с пречетники, велели им дать нашего, вел. Государей, жалованья, вместо денежной и хлебной руги, на пашню земли 50 четвертей Харьковскаго уезду из порожних земель. И как к тебе ся наша грамата придет, и ты б о даче нашего вел. Государей жалованья пашенной земли попу Якову с причетники учинить повелел по сему наше­му, вел. Государей, жалованью. Пис. на Мо­скве л. 7194 (1686) Июля 29. Скрепил Федько Замятин».
По другим документам видно, что храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы окончен постройкою и освящен был в 1685 г., а до того времени строитель храма Яков Туранский три года служил в Николаевском деркачевском храме. В 1765 г. апреля 29 дня правнук Иакова Туранского священник Тимофей Туранский с товарищем своим священником Филимоном Полевским и прихожанами получили по просьбе своей грамоту апреля 29 1765 г. с благосло­вением на построение нового деревянного храма. Новый иконостас устроен был ктитором Григорием Туранским. Нынешний каменный храм освящен в 1838 г.. В построении его участвовали священники: Федор Полевский, Федор Туранский, помещики: Александр Асташевский, Семен Квитка и прихожане казенные крестьяне. Помещик Петр Чунихин на свой счет устроил на хорах придел во имя св. Апостолов Петра и Павла.
От холеры 1831 г. умерло в Миколаевском приходе 148 человек, а в Рождественском не было умерших. В 1847—1848 гг. в первом приходе от нее умерло 227, а во втором — 89 человек.
Здоровье жителей и в другое время много страдает от болот, окружающих Деркачи. Сто­ит замечания, что при Богородичном храме доселе служат престолу Божиему потомки стро­ителя первого храма Туранские, и из той же фамилии видим усердных попечителей о сем храме.


1 084

Это фотокопия части 99 стр. старой книги под названием “Справочная книжка для Харьковской епархии за 1904 год” (составленной  секретарем Харьковской духовной консистории, того времени, Иваном Самойловичем) в которой изложены некоторые факты того времени о нашем храме.

Прихожанами Рождество-Богородичной церкви сл. Деркачи были в большей степени несколько дворянских фамилий, зажиточные крестьяне, занимающиеся торговлей, а также крестьяне, которые появились на жительстве в дачах слободы в конце XVIII ст. В то время как прихожане Николаевской церкви – это прежде всего казаки и подпомощники Харьковского слободского полка.

1октября2005

Еще не давно, 1 октября 2005 года, так выглядел наш храм снаружи.

1989

В тоже время вид изнутри.

1999